Анатолий Казакевич, генеральный директор туроператора "Байкалов" - Когда Вы создали свою фирму, с чем это было связано?
Это было в конце 2006 года, мотивация была несколько необычная: на тот момент я жил в Москве, меня очень расстраивало то, что все деньги из регионов России сливаются в Москву, а обратного процесса практически нет. И я решил в сфере туризма создать организацию, которая изменит ситуацию.
- Какая у Вас была концепция первоначально? Изменилась ли она после столкновения с практикой?
Изменилась. Я увлекаюсь спортом – виндсерфингом, фрирайдом, спелеологией, яхтингом — и поэтому изначально хотел создать компанию по организации приключенческого туризма на Байкале. Отсюда и название – "Байкальские приключения". Проработав пару лет, мы поняли, что рынок подобного туризма чрезвычайно мал. К сожалению, большинство людей не готовы ходить с рюкзаками, туристам нужен экскурсионно-познавательный отдых с максимумом комфорта.
- И что было дальше?
Уже в 2009 году у нас приключенческих туров стало процентов 10. Причем, это даже не туры, а экспедиции по Байкалу. Тогда рынок MICE (делового туризма - прим. ред.) съежился, и мы зарабатывали на организации групповых путешествий по Байкалу. Нам тогда удалось верно понять потребность. Люди хотели увидеть весь Байкал за неделю. Им нужно было только предложить понятные правила игры. И мы предложили групповые туры в конкретные даты по фиксированной цене.
А приключенческие экспедиции для компаний мы как делали, так и будем делать. Например, Volkswagen Amarok проводили в этом году автопробег по всей России. Мы были техническими партнерами байкальского этапа. Наша задача была организовать пробег по максимально диким местам, чтобы было, где проверить технику и сделать впечатляющие снимки. Сначала собирались провезти внедорожники вдоль БАМа в самую северную пустыню Мира — на Чарские пески, ездили на разведку маршрута. Но в дороге отказались от этой идеи и организовали пробег в Баргузинскую долину.
- Поэтому Вы решили провести ребрендинг? Вместо "Байкальских приключений" стать "Байкаловым"?
- Мы не занимались ребрендингом — мы начали строить новый бренд. Давайте определимся с терминами: что такое бренд? Это отношение людей к твоей компании, это твоя репутация.
В основе хорошего бренда всегда лежит реальная бизнес-идея, стратегия. Поработав на рынке, мы поняли, что в России нет ни одной компании, которая организует отдых для россиян на Байкале так, чтобы гости были действительно уверены в качестве. И это серьезная проблема. Сегодня люди не едут на Байкал в том числе и из-за отсутствия веры в качество тура. То есть нужна компания, у которой корабль не сломается, водители не опоздают, в отеле не нахамят и так далее. И мы решили построить такую компанию.
Начали работу полтора года назад с обучения всего ключевого персонала основам: как услышать, что хочет клиент; как продавать, чтобы люди остались довольны и так далее. В результате мы перевернули всю структуру нашей работы, выстроили систему отношений с гостиницами и кораблями, научились работать более эффективно. Таким образом, мы заложили фундамент совсем новой компании, которой пришлось придумывать имя. "Приключения" в названии не очень способствуют созданию доверия. И нам пришлось отказаться от старого названия в пользу нового.
- Ясно. И что за бренд Вы продаете сейчас? Кто такой Байкалов?
Продаем мы все-таки не бренд, а продукт. Кратко мы выразили его в нашем слогане: "Путешествия, которые восхищают!"
Что касается Байкалова, то по характеру это гостеприимный сибиряк, который всегда рад встретить и организовать охоту, рыбалку, прогулку на катере, показать самые интересные места и мишку за деревом — безопасно. Он, безусловно, профессионал в туризме и эксперт по Байкалу, поэтому он надежен — ему можно доверять. Он — мастер организовывать путешествия так, что гости остаются в полном восторге от Байкала и проведенного времени. И, что немаловажно, сам получает огромное удовольствие от отлично проделанной работы. Знаете, на нашем сайте мы выкладываем отклики туристов. Когда их читаешь, воодушевляешься.
- И насколько удается работать этому Байкалову? Что ему мешает принимать гостей?
В целом ситуация в туристической сфере Иркутской области и Бурятии плачевная, по сравнению с мировыми аналогами. Отрасль у нас все еще в стадии формирования, хотя туризм на Байкале существует очень давно – с 60-70-х годов прошлого века, да даже раньше. Еще декабристы ездили в Горячинск пить шампанское и отдыхать.
С точки зрения цивилизованного туризма, это младенец, который недавно родился и только учится ходить. Проблемы во всех сферах: персонал, инфраструктура, продвижение, сезонность отдыха.
- И кто же должен решать эти проблемы?
В основном, власть. Причем для многих решений или совсем не нужны деньги или же необходимы в малом количестве. Чаще всего, не хватает политической воли.
Для того чтобы мы все понимали, что нужно делать, мы создали межрегиональную ассоциацию "ПроБайкал", которая заточена именно на продвижение озера и отдыха в наших краях.
Первая задача – это увеличение количества туристов в зимний период. Мы делали расчеты: поток можно увеличить в два раза, не строя дополнительно гостиницы и инфраструктуру в целом. Нужно только вложиться в продвижение.
- Что еще Вы хотите от власти?
Субсидирование поездки той части туристов, которые приносят пользу региону – это бизнесмены, журналисты, фотографы. Ведь цены на авиабилеты неоправданно завышены в летний период, по крайней мере, из Москвы.
- То есть Вы, прежде всего, рассчитываете на российских туристов?
Да. Так как на сегодняшний день уже 90% туристов на Байкале – россияне. Логика такова. Для гостей из разных стран необходимо создавать свой, исключительный, продукт. Не получится одно и то же продавать итальянцам и китайцам. А для создания хорошего типового продукта нужен поток туристов. Теперь смотрите, большинство иностранных туристов у нас на Байкале — жители Германии, но это всего 1,5-2% всего потока. Естественно, что нам интереснее работать на рынке с большим объемом.
Но это не значит, что нам не интересны европейские рынки, мы уже работаем в этом направлении, как и с Юго-Восточной Азией. Первые результаты рассчитываем получить в 2013 году.
- Сколько человек сейчас приезжает на Байкал? И кто эти люди?
Согласно официальной статистике, это около миллиона человек в год на весь Байкал. Но это не совсем корректная цифра, так как статистика учитывает всех: и детей, которых на автобусе вывезли на пикник в выходные, и обеспеченного клиента, который прилетел на собственном самолете.
Поэтому мы провели собственную аналитику – взяли все комфортабельные отели на берегу Байкалу, с благоустроенными номерами, и корабли, которые официально зарегистрированы и отвечают требованиям комфорта. Зная среднюю загрузку каждого корабля и гостиницы, мы пришли к цифре в 100-120 тысяч посетителей за 2010 год. Казалось бы, небольшая цифра, но это коммерческие туристы, которые проводят на Байкале 5-7 дней и оставляют 25 000-40 000 рублей.
- Понятно. Если пофантазировать через пять лет туризм на Байкале, какой он? В рамках реальности?
Точно не массовый. Скажу более, массовый туризм на Байкале развивать нельзя — природа не выдержит. В 2010 году мы проводили совместные исследования с экологами в Северо-Байкальском районе и выяснили, что весь Северный Байкал, а это треть побережья, в год может принять максимум 100 000 человек.
Через пять лет заработает в полную силу особая экономическая зона "Байкальская гавань" в Бурятии. И если динамика развития отрасли в Иркутской области останется на прежнем уровне, а в Улан-Удэ все продолжится так, как есть – завершится реконструкция аэропорта, то к 2016 года 80% туристического потока будет посещать восточный берег. Соответственно, 80% денег останется в Бурятии.
- А как Иркутск может противостоять?
- На Байкале нужно не противостоять, а сотрудничать. Мы в одной лодке, формировать и продвигать туристический бренд озера мы сможем только совместно.
Если говорить о том, что нужно делать Иркутской области для развития туризма, то тут все очевидно. Необходимо создавать туристические магниты — точки притяжения туристов: в Иркутске — развивать и тиражировать опыт 130 квартала, приводить к единой архитектурной стилистике "деревянного города", ставить новые памятники; на Байкале — организовывать больше мощных событий, повышать уровень комфорта пребывания туристов. Работы очень много.
Никита Добрынин
Источник: Иркутский городской портал