Сюда приедет больше россиян и китайцев, которым надо совсем не то, что русским
Озеро Байкал к лету 2015 года набрало туристической привлекательности — местный бизнес предложит гостям экскурсионные программы, рыбалку и пешие прогулки в горы. Основной поток туристов, как ожидается, придется на южную часть водоема, более известную для гостей.
Региональные туроператоры склонны позитивно оценивать ситуацию. Руководитель компании «Байкалов» Анатолий Казакевич даже знает, чем парировать возражения сомневающихся. «Раньше, — говорит он, — нам трудно было объяснять, почему российская провинция дороже, скажем, Турции. Теперь все ровно наоборот — мы существенно ниже по ценам. Единственное, что может замедлить рост, это физические ограничения по количеству мест в гостиницах и недостаток авиаперелетов. Насколько мне известно, количество рейсов нынче особо не выросло».
Возросший интерес к Байкалу можно увидеть уже сейчас. Господин Казакевич радуется, что обычно заявок на низкий сезон —весну, сентябрь и октябрь — раньше никогда не было, а теперь они появились. Причем кое-кто бронирует свой визит даже на год вперед. Если так дело пойдет дальше, то в «Байкалове» ожидают двукратного прироста приезжающих туристов этим летом и увеличения их потока на 30–40 процентов по итогам года.
В Байкальске, стоящем на северном берегу озера, настроения не такие радужные. Один из владельцев компании «Аккорд», Александр Бичёвин, пока никакого роста не заметил. Оператор специализируется на организации походов в горы Хамар-Дабан, заявки получает из Иркутска и других городов. Собеседник портала TourDom.ru сетует, что немного найдется любителей совершать длительные переходы в горах, требующие больших физических нагрузок. Кроме того, север меньше разрекламирован, поскольку долгое время был отрезан от визитов путешественников по соображениям госбезопасности. До декабря 2013 года здесь работал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который закрыли по экологическим соображениям. Это распахнуло двери для приезжих туристов, однако вызвало депрессивные настроения в городе, поскольку исчез крупный работодатель, считает директор построенной на Ольхоне в 2012 году гостиницы Baikal View Hotel Иван Луппов. «В остальном ожидания у нас оптимистичные, — говорит отельер. — Только за прошлое лето у нас побывало 7500 постояльцев. По моим оценкам, это не более 10% от общего турпотока — многие до сих пор предпочитают останавливаться на берегу в палатке». До 98% приезжающих делают это в летние месяцы года.
Вокруг озера 50–60 гостиниц и баз отдыха с более-менее приемлемым качеством, а «совсем хороших», по мнению главы туроператора «Байкалов», — всего 3–4. Раньше на Ольхоне существовало всего 140 койко-мест без душа и с сомнительными удобствами, кроме прочего, не было ресторана. С открытием Baikal View Hotel появились возможности принимать взыскательную публику из центральной России, казахов, китайцев и корейцев, которые почитают местность как свою прародину.
Хорошие перспективы туризма подвигли на вложения даже иностранцев. Бывший россиянин, эмигрировавший в США, вернулся со своим американским товарищем на родину и начал возводить на Ольхоне отель. Успеют ли к сезону, неизвестно, сомневается господин Луппов: «Пока все обнесено забором — посмотрим, что сделают».
У россиян и иностранцев — свои предпочтения в отдыхе, говорит Анатолий Казакевич. Китайцы живо интересуются экскурсионной программой, им обязательно надо побывать в разных местах, узнать историю и сделать фотографии на память. У них нет сезонности в поездках — едут круглый год. Количество граждан из Поднебесной в общем потоке туристов эксперт оценивает в 25%, и в абсолютных цифрах эта величина ежегодно удваивается. Однако первую строчку в рейтинге посещающих Байкал по-прежнему занимают жители Иркутской области и Бурятии, далее — Москва, а за ней — остальные города с востока и запада страны.
В среднем ценовом сегменте размещение с экскурсиями обойдется в 18–35 тысяч на человека за 7 дней. Главные направления для поездок — уже упомянутые Ольхон с Байкальском, где развивается экологический туризм, а неподалеку есть термальные источники, и Листвянка с национальным парком. Там вблизи можно увидеть диких животных.
Сейчас участники рынка видят главную задачу в том, чтобы не отпугнуть туристов: они проявили повышенный интерес к поездкам в Сибирь, однако есть опасения, что инфраструктура региона готова не до конца. Индустрия гостеприимства здесь, замечает Иван Луппов, только начинает развиваться, но пока еще, по его оценкам, находится в каменном веке.