Нижнеудинск: город у подножия Саян
Город Нижнеудинск Иркутской области является одним из старейших городов Сибири. Он был основан в 1648 году. Через город проходит федеральная трасса М-53. Сегодня это крупная узловая станция Восточно-Сибирской желез- ной дороги – главной транспортной артерии Транссиба. Здесь располагаются локомотивное депо и мастерские по ремонту подвижного состава. Экономика Нижнеудинского муниципального образования достаточно диверсифициро- вана. Это обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии и тепловой энергии, стро- ительство, транспорт, связь, торговля, общественное пи- тание. Транспортная система города представлена тремя видами транспорта — воздушным, железнодорожным и ав- томобильным.
Основу промышленного производства составляют 13 структурных подразделений ВСЖД, 4 крупных и средних промышленных предприятия и 61 малое предприятие. Номенклатура выпускаемой промышленной продукции: сборный железобетон, товарный бетон, слюдопластовые материалы, электронагревательные элементы, произ- водство пиломатериалов, технологическая щепа, хлебо- булочные и кондитерские изделия. География поставок нижнеудинских товаров — от Урала до Дальнего Востока и Камчатки.
Наличие месторождений марганцевой руды, золота, железа, титана, фосфоритов, мусковита, никеля, кобальта, свинца, цинка, ниобия, тантала, циркония, угля, извести, глины, песков, долерита, гравия лесных и других ресурсов в Нижнеудинском районе может стать привлекательным направлением для инвесторов, желающих организовать производства по переработке марганцевой руды, дерево- обработке, строительных материалов и т.д. Для этого город располагает необходимым количеством производственных площадок, которые имеют подъездные пути и железнодо- рожные тупики, возможность подключения к инженерным коммуникациям.
Тофалария – уникальный горный край
На территории Восточных Саян, в пределах Нижнеудинско- го района сформировалась историческая общность людей тюркской языковой группы – тофа. Этой малочисленной народности насчитывается чуть более тысячи человек. Тофалария – так называют они свою малую родину. При- мерно 90% ее территории занимают таежные ландшафты, остальная часть представляет собой горную тундру, прак- тически не пригодную для постоянного проживания людей, со скалистыми хребтами высотой от 1600 до 2924 метров, ущельями и каньонами. Однако уникальная природа созда- ла благоприятные условия для развития охотничьего про- мысла. Здесь много соболя, белки, горностая, колонка, се- верного оленя и иной дичи. В кедровниках — обилие кедро- вого ореха, множество видов редких лекарственных трав.
Тофалария богата природными ископаемыми. В ее не- драх представлена практически вся таблица Менделеева. Разведаны запасы золота, свинца, урана, тантала, поли- металлов. К сожалению, здесь нет наземных дорог. Связь с районным центром осуществляется посредством малой авиации — вертолета Ми-8 и самолета Ан-2 Нижнеудин- ского авиаотряда. В трех населенных пунктах Тофаларии имеются клубы и библиотеки с книгами на русском языке и на языке тофов.
Те, кто здесь побывал, называют этот горный край «Си- бирской Швейцарией»: неповторимая красота скалистых вершин Восточных Саян, ледники и пещеры, бесчисленные водопады и пороги на горных реках, голубые озера среди вечной мерзлоты и альпийских лугов. Все это пока невос- требованный потенциал для развития экологического и спортивного туризма в Иркутской области. Проект созда- ния в Тофаларии уникального этнопарка — это и новые ра- бочие места, и доходный источник наполнения районного бюджета.
Байкальск: открыт круглый год
То, что Байкал — это уникальное озеро потрясающей кра- соты, притягивающее к себе людей со всего мира, — факт общеизвестный. Росприроднадзор ежегодно фиксирует око- ло 1,2 миллиона туристических посещений на его берегах. Главные точки развития туризма на Байкале в Иркутской об- ласти — это сам город Иркутск, остров Ольхон, пролив Малое море, поселок Листвянка и город Байкальск. И если Иркутск и Листвянка представляют деловой туризм, а Ольхон и Ма- лое море – летний, то Байкальск открыт для туристов кру- глый год. Как же можно использовать такое преимущество?
Учитывая факт закрытия БЦБК в 2013 году, а также ко- личество снега, выпадающего зимой в Байкальске, город может стать отличным горнолыжным комплексом с пере- падом высот от 450 до 1000 метров и обладающим уникаль- ной по красоте природой для экологичного отдыха круглый год. Словом, Байкальск имеет все шансы стать центром раз- вития байкальского туризма и не только.
Байкальск по ряду характеристик более всех террито- рий России приближен к условиям г. Пхёнчхана Республики Корея, где в 2018 году пройдут XXIII зимние Олимпийские игры: идентичность часовых поясов, схожесть климатиче- ских условий, приближенная высота над уровнем моря.
Поэтому в г. Байкальске планируется строительство Фе- дерального тренировочного Центра олимпийского резерва по зимним видам спорта, который позволит готовить спорт- сменов по биатлону, лыжным гонкам, горнолыжному спорту, фристайлу и сноубордингу. Эти планы поддержаны Президен- том России В. В. Путиным и Министерством спорта РФ.
Одной из проблем развития байкальского туризма ле- том является достаточно высокая цена авиаперелета из Центральной России. В прошлом году в «высокий сезон» стоимость билетов от Москвы до Иркутска и обратно на- чиналась от 35 тысяч рублей. Кроме того, далеко не все ту- ристы могут найти качественный гостиничный сервис без помощи туроператоров. Для многих приезжих привычным обслуживанием является система «всё включено» на уровне мировых курортов, что далеко не всегда можно найти на Байкале.
«Что касается сервиса, то на Байкале около 1000 объек- тов размещения самого разного уровня, включая частные, – рассказывает Анатолий Казакевич, генеральный директор туроператора «Байкалов». – Около 60 гостиниц с хорошим сервисом, куда мы с гордостью приглашаем гостей. И всего 2 гостиницы с сервисом уровня «четырех звезд». И конечно, важно знать, куда ехать».
Однако кроме перспектив у Байкальска достаточно про- блем. В первую очередь это проблема социальная. В городе существует дефицит рабочих мест, особенно остро эта про- блема встала после закрытия производства на БЦБК. Вторая проблема — небольшой бюджет города. Один из проектов, направленных на увеличение турпотока в Байкальск в лет- нее время, — это «Тропа. Байкал» — система пешеходных и велосипедных дорожек общей протяженностью более 100 км. Вдоль «Тропы» будут располагаться кемпинги, кафе, смотро- вые площадки, кинотеатры под открытым небом, а также арт-объекты и сценические площадки для культурных меро- приятий. Реализация такого крупного инвестпроекта во мно- гом снимет остроту проблемы безработицы в Байкальске.
Также положительно на ситуации с занятостью скажутся проект «Город меняется» и организация на базе бывшего БЦБК Экспоцентра с названием «Заповедники России», где будут проходить образовательные проекты и выставки. Ре- ализацию проекта курирует Министерство природных ре- сурсов Иркутской области.