По данным Левада-центра, в этом году отправиться в отпуск за границу собираются всего 5% россиян. Но это совсем не значит, что все остальные предпочтут берегам Турции и Таиланда родные пляжи Чёрного моря или красоты Петербурга. Внутренний туризм в нашей стране переживает не лучшие времена. Далеко не каждая иркутская турфирма сейчас вообще предлагает организованные поездки на Камчатку, в Карелию, на Алтай и в другие места. Эксперты уверены, что больше всего развитию внутреннего туризма мешает экстремально высокая стоимость авиабилетов на регулярные рейсы по России. Впрочем, не способствует желанию отдыхать здесь и масса других причин – от невысокого уровня сервиса до мифов о том, что на родине не на что посмотреть. «Конкурент» решил выяснить, какие возможности для отдыха всё же есть внутри страны.
Отдыхать дорого
Один из недавних опросов Левада-центра показал, что сейчас в России загранпаспорта есть всего у 17% населения. Это значит, что остальные 83% опрошенных в сезон отпусков в любом случае вынуждены выбирать среди внутрироссийских направлений. Иркутск в этом смысле не исключение: по данным социологов, почти 80% жителей ни разу не были за границей и всего 6-7% бывают там один и более раз в год. Те же самые опросы помогают выяснить, куда в сезон отпусков отправляются все остальные. Оказывается, всего четверть наших соотечественников планирует куда-нибудь съездить во время отпуска. Остальные проводят его дома или на даче либо вообще не планируют отдыхать.
Но вот парадокс. Как рассказал директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин, выездной туризм ежегодно показывает куда более высокий прирост, чем внутренний. По итогам 2010 года турпоток за границу вырос на 38%, внутри страны – на 1,5%. «В 2011 году картина была похожая, то есть внутренний туризм растёт в среднем на 1-2% в год, тогда как выездной – на 35–40%», – говорит Олег Данилин.
Причин, по которым всё больше людей выбирают заграничные направления, несколько. Но первая и главная заключается в соотношении цен зарубежных и российских туров.
– Недавно к нам обратилась семейная пара, – рассказывает начальник отдела выездного туризма компании «Гранд Байкал» Светлана Ри. – У главы семьи не было загранпаспорта, и поэтому они искали туры внутри России. В итоге им предложили вариант двухнедельного тура в Анапу. Но когда подсчитали полную стоимость с учётом перелёта и проживания, причём не в самом дорогом санатории, сумма на всю семья вышла в районе 280–300 тысяч рублей. Они сказали, что у них просто нет таких денег, оставили папу дома и подобрали более подходящий тур в Кемер (Турция. – «Конкурент»).
Специалисты турфирм между тем говорят, что подобная ситуация вполне типична. Только перелёт из Иркутска в обе стороны до любого курорт-ного города на черноморском побережье сейчас обойдётся в сумму около 50 тыс. рублей на человека. «Можно прибавить к этой сумме, к примеру, 10 тысяч рублей и с тем же успехом улететь на две недели в Турцию или Таиланд по программе «всё включено» и жить к тому же в пятизвёздочном отеле», – объясняют они. Так что, полагают собеседники «Конкурента», неудивительно, что люди всё чаще выбирают заграничные направления.
Дикая страна
То, что отдых в России, как правило, обходится дороже заграничного, давно не новость. Особенно для тех, кто время от времени собирается в поездки внутри страны, стремясь лучше её узнать и увидеть что-то новое. Несмотря на масштабы, мест, куда чаще всего ездят туристы, не так много: это всё черноморское побережье, Петербург, Калининград, Карелия, Алтай, Енисей, Хакасия и Камчатка. Есть ещё Кавказ, однако туда туристы массово ездить пока опасаются.
По словам директора туристической компании «Клуб путешественников» Юлии Павловой, наибольшим спросом у населения пользуются курорты Краснодарского края и Петербург. «Плюс в последнее время стали активнее интересоваться Крымом, он находится на Украине, однако для поездки туда не нужны ни загранпаспорт, ни виза», – объясняет она. Остальные направления менее популярны, что также отчасти связано с расценками на подобные путешествия. Если 10-дневный тур в Петербург без перелёта, но с проживанием и экскурсионной программой можно при желании уложить в 10 тыс. рублей на человека, то такая же по продолжительности поездка в Карелию будет стоить уже 50–60 тыс. рублей с человека. Примерно в такую же сумму обойдётся и круиз на корабле по Енисею – ещё один перспективный турпродукт, который пользовался бы большим спросом при более демократичной стоимости.
Ещё сложнее с турами из Иркутска и более западных регионов на Дальний Восток. Прямой перелёт Москва – Владивосток и обратно в середине августа обойдётся минимум в 32 тыс. рублей. Долететь из Москвы до Петропавловска-Камчатского будет стоить около 40 тыс. рублей. Из Иркутска на Камчатку вообще рейсов нет, а перелёт до Владивостока оценивается минимум в 17 тыс. рублей. Так что неудивительно, что в иркутских турфирмах на вопрос о том, есть ли у них организованные туры на Камчатку, лишь разводят руками. Впрочем, спрос на внутренний турпродукт в принципе низкий. «Заявки на туры по России у нас бывают крайне редко», – говорит Светлана Ри.
С другой стороны, никто не отменял самостоятельно организованных туров. «По всей стране есть сайты вроде нашего «Angara.net», на которых люди собирают группу, разрабатывают маршрут, бронируют билеты», – объясняет пресс-секретарь туроператора «Байкалов» Александр Верхозин. Масштабы такого самостоятельного туризма эксперты оценивать не берутся, но говорят, что его показатели наверняка больше организованного.
– Правда, тут есть несколько мифов, которые мешают развитию внутреннего туризма, – рассказывает Александр Верхозин. Считается, например, что путешествовать через турфирму всегда дороже. На самом деле, объясняет собеседник «Конкурента», как правило, бывает наоборот. Хотя бы потому, что, приехав в отправную точку маршрута, группе не придётся там же, на месте искать транспорт, чтобы двинуться дальше. Турфирмы заранее заказывают все трансферы, причём по наиболее выгодным для себя ценам. «В случае же если вам придётся искать транспорт на месте, это будет как на любом рынке, где одну и ту же услугу можно получить за 500 рублей и за 1,5 тысячи», – говорит Александр Верхозин.
– Кроме того, очень многое зависит от психологии клиентов, – продолжает рассуждать он. – Для кого-то даже небольшая заминка в маршруте или необходимость искать другую гостиницу в незнакомом городе может испортить настроение и всё впечатление от поездки. А есть люди, которые, напротив, получают удовольствие от того, что, пересмотрев заранее два-три десятка гостиниц, выберут самый дешёвый и удобный вариант.
Нелётные условия
Но в целом туроператоры уверены, что для развития внутреннего туризма надо полностью пересмотреть подход к нему. «США тоже довольно большая страна, но там внутренние рейсы стоят значительно дешевле», – приводит пример Светлана Ри. «У нас выходом из ситуации могло бы стать развитие чартерных перевозок, которые, как правило, намного дешевле регулярных. Но для этого нужно, чтобы какой-нибудь российский туроператор организовал чартер по определённому туристическому маршруту и окупил его», – говорит Александр Верхозин. Пока подобных прецедентов в нашей стране не было. Мешает развитию чартерных перевозок отсутствие устойчивого турпотока по внутренним направлениям. «Нужно, чтобы турфирмы были уверены, что в течение сезона смогут регулярно продавать определённое количество пакетных туров. В противном случае чартерный рейс просто не окупится», – объясняет собеседник «Конкурента».
При этом сформировать турпоток мешает другая общая для всего российского туризма проблема. Олег Данилин ёмко характеризует её словом «демаркетизация». И приводит характерные признаки: чрезмерно высокие цены на туры и крайне низкий уровень продвижения. По его словам, в любом журнале сейчас можно увидеть рекламу курортов Турции или Египта, но нигде столь активно не рекламируют круизы по Енисею или Волге и туры на Алтай или Камчатку. «В результате по уровню конкурентоспособности наш турпродукт не может соревноваться ни с одним зарубежным направлением», – говорит Данилин.
Александр Верхозин также считает, что пока большинство туристических регионов России можно назвать разве что «потенциально перспективными». «Причём Байкал на фоне остальных мест занимает вполне достойное место», – говорит он. При этом собеседник «Конкурента» уверен: те, кто ставит себе целью не просто съездить в отпуск, а действительно увидеть тот или иной уголок страны, найдут возможность это сделать.
Источник: Газета Конкурент