29 мая официально вступил в должность руководителя Иркутской области новый губернатор – Сергей Ерощенко. Его предшественник – Дмитрий Мезенцев в последние месяцы своей работы проявил заинтересованность в развитии бренда Байкала совместно с Бурятией. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын последовательно продвигает идею такого развития. В числе прочих президентом была поставлена задача - «по-новому представить туризм в интернет-пространстве. Слова «Байкал», «Бурятия» должны выйти на первые строчки в поисковиках». Насколько активно включится в деятельность новый глава Иркутской области – покажет время. Пока же предлагаем посмотреть, как сегодня идет создание бренда Байкала и его продвижение.
Байкал: что, где и - главное - когда?
Летом практически все турбазы на Байкале перегружены. Заехать на турбазу с июля по сентябрь, меньше чем за 2 недели забронировав место, почти невозможно. А вот осенью, зимой и весной туроператоры Байкала несут колоссальные издержки. Здесь буквально «летний день год кормит», отсюда и необоснованно высокие цены на отдых. Всё, что заработано летом, отельеры вынуждены «растягивать» на 9 месяцев, когда необходимо содержать и отапливать базы, платить зарплаты столь редким и ценным кадрам, налоги, наконец. Выкраивать деньги на обновление турбаз и улучшение условий удается не всем.
Вывод: привлекать туристов нужно не больше, а именно в другое время. Когда «низкий» сезон: осень, зима и весна - станут более популярны у посетителей Байкала, это постепенно приведет к росту качества услуг, расширению их спектра, наконец, снижению стоимости. Одновременно и повысит уровень жизни людей, живущих на его берегах. Не говоря уже о росте бизнеса.
Вряд ли разумно привлекать на Байкал поклонников Ибицы, Мальдив и Сейшел. Наши потенциальные гости, которые не будут разочарованы, – это истинные путешественники, искатели, поклонники первозданной природы. Те, кто сможет оценить природу Байкала, несмотря на ветра, неласковую погоду, холодную воду и высокую влажность.
Вторая, не менее важная аудитория, – «коллекционеры», считающие своим долгом увидеть всё самое неповторимое. Самое глубокое пресноводное озеро планеты, безусловно, должно войти в число ценнейших объектов паломничества. Именно об этом и нужно позаботиться. Для этого необходимы оригинальные места показа, раскрутка в прессе явлений и мероприятий, которыми славится Байкал.
Бренд сложится из мозаики
В сентябре 2011 года представители туроператоров, заповедников, администраций Иркутской области и Бурятии собрались в Листвянке на конференции «Единый бренд Байкала: продукт, позиционирование, видение». И совместно, под руководством признанного эксперта в области брендинга Андрея Пуртова, обсуждали перспективы развития бренда Байкала.
Там Андрей Пуртов выразил мысль, которая стала уже двигателем торговли: «Развитие рынка выгоднее конкуренции за долю на маленьком рынке, а сделать его большим можно только вместе. При этом как специалист по брендингу и маркетингу территорий я вижу, как можно создать на Байкале свои ниши для всех игроков — ведь там возможны десятки видов туризма, и в рамках каждого из них мы создадим уникальные туристические продукты и события. Все это в конечном счете и сформирует бренд «Байкал».
На конференции обсуждались все направления развития: экологический, этнический, религиозный, событийный, оздоровительный и деловой туризм. Понятно, что как минимум в пяти первых «номинациях» у Бурятии есть хорошие шансы создать привлекательные туристские продукты.
Тогда же и было решено, что для продвижения Байкала необходимо создать единый и неделимый интернет-портал о Байкале. Говорили также о совместной межрегиональной концепции развития Байкала, но ее выход пока задерживается.
Итак, мы имеем: представители двух регионов решили, что совместному развитию бренда Байкала «быть». Второе – для развития необходим сайт, и третье – бренд Байкала будет состоять из сложной мозаики ярких мест, явлений и впечатлений, которая и сложится в бренд великого озера.
Каким должен быть сайт Байкала
Александр Верхозин, пресс-секретарь туроператора «Байкалов», директор журнала «Байкалов день»:
- Действительно, люди все больше сами организуют себе отдых, бронировать гостиницы и заказывать экскурсии удобнее через Интернет! И конечно, нужен единый сайт, на котором человек мог бы впечатлиться Байкалом, выбрать место и тут же заказать себе номер в гостинице. Чтобы работать с этой аудиторией, не нужно изобретать велосипед! Удачных примеров таких сайтов в мире очень много. Наберите в поисковике «Финляндия» и тут же попадете на сайт: www.visitfinland.com, где на приличном русском вы прочитаете о достопримечательностях и сможете подобрать себе место по душе, продумать маршрут, забронировать номер.
Встает вопрос: каким должен быть сайт Байкала. Поскольку мы занимаемся продвижением в Интернете уже несколько лет, за плечами, как минимум, 3 успешных проекта, поэтому могу сказать, что там должно быть.
Сайт Байкала должен существовать, как минимум, в 3 версиях на разных языках. Его нужно сразу готовить для просмотра на мобильных устройствах. Он должен быть связан с социальными сетями, а его контент должны формировать сами пользователи. По контенту - на 60% это должен быть гид, на 40% - промоутер.
Важно, чтобы на этом портале можно было забронировать гостиницу, зафрахтовать корабль! Он должен быть выполнен на высоком мировом уровне, чтобы конкурировать с сайтами Финляндии, Швеции, Аляски, Новой Зеландии. Тогда он будет превращать интернет-пользователей в реальных туристов! Посещаемость такого сайта за пару лет активного развития может достичь 90 тысяч человек в месяц. По статистике, до 5% пользователей совершают покупку на сайте. В нашем случае – едут на Байкал, живут в гостиницах, посещают музеи, заказывают экскурсии и туры, покупают сувениры, обедают в кафе… Один правильно работающий сайт может привлекать в регион свыше 1 млрд. рублей в год только от туристов.
Тут встает вопрос, а почему Байкал, а не Бурятия? Ответ прост. Потому что туристу Байкал нужнее, чем Иркутская область и Бурятия».
Мнение компетентное: ни добавить, ни убрать. Тем интереснее оно после просмотра журнала, выпущенного под руководством Александра.
Куда поедут туристы
Второй (актуальный) номер меня захватил. Удивительный, интересный, неизведанный мир. На каждой странице – новые факты и подробности. Каждая точка Байкала, каждое мероприятие – подается как яркое событие или явление. В рекламе бросается в глаза обилие в Иркутске уровневых средств размещения. Весь журнал пестрит предложениями отдохнуть с комфортом. Даже дикие края, манящие рыбаков непуганой байкальской рыбой, огранены цивилизованными палаточными городками, включающими биотуалеты. Обеды в путешествии (на джипах по пересеченной местности) готовят ресторанные повара и подают на скатертях с сервировкой. После просмотра фото цены (от 5000 рублей в сутки) уже не удивляют. Это действительно элитный отдых, за который хорошо платят. То же можно сказать и о морских путешествиях по Байкалу – через Листвянку, Ольхон, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники. Все мероприятия и события. Туристы, заказавшие подобные туры, уж точно не будут маяться бездельем, приобретая неповторимый байкальский загар.
О каждой точке маршрута, о каждом виде отдыха на Байкале – подробная увлекательная статья. Немало статей и о берегах Бурятии. То есть журнал реально пиарит весь Байкал. Несмотря на то, что журнал летний – ни на одной странице нет хвалы песчаным пляжам как приманке для купания. Это честно, ведь купание в Байкале для туристов скорее подвиг, чем причина для визита.
Такой журнал можно смело брать за основу, прообраз намеченного сайта. Но при этом нам необходимо развивать и увеличивать количество и качество объектов показа со стороны Бурятии.
Сегодня многие популярные туристские объекты Бурятии находятся в отдалении от озера Байкал, и вносить большинство из них в число брендов Байкала пока будет непросто. Это и нетленное тело Хамбо-ламы в Иволгинском дацане, и «голова Ленина» в Улан-Удэ, старообрядческая деревня в Тарбагатае, и Ацагатский этнический комплекс, и развивающийся объект показа в этнографическом музее (гуннское городище), и так далее. Наш популярный маршрут (его наиболее рекламируемые точки) пока логичнее назвать «По дороге на Байкал».
Из байкальских красот нашим туристам сегодня наиболее доступны заповедники и курорты, куда можно добраться по суше. Всё, что касается водных круизов (то есть именно Байкала), в силу почти полного отсутствия теплоходов, в Бурятии представлено мало.
Кардинально же сегодня наш берег отличает не дефицит мест показа, недостаток судов, и даже не плохая материальная база некоторых жизненно важных для Байкала объектов (к примеру, курорта Горячинск). Скорее, активное развитие точек роста сдерживает дефицит смелых инициатив.
Добавим тут, что круизный лайнер иркутян, имеющий в маршруте 13 остановок, 4 раза останавливается на нашем берегу. Возможно, именно эти места пока и станут самыми известными точками восточного берега Байкала.
Источник: Газета «Бурятия»