Туристический сезон в этом году начинается неожиданным событием. Идея, по сообщению ИА Байкал Инфо, прозвучала на совещании 11 марта под председательством президента России Дмитрия Медведева в Краснодаре, участники которого рассмотрели проблемы развития курортов Северного Кавказа и озера Байкал. «Мы с Иркутской областью можем не делить Байкал, а рассматривать его как единое пространство для развития туризма. Чтобы в комплексе посмотреть на байкальскую природную территорию как единый механизм взаимодействия, конечно же, правильнее создать единую управляющую компанию. Участки будут разные, но управлять будет одна компания, такая мера позволит полноценно развивать туристический потенциал Байкала», - сообщил РИА Новости президент Бурятии Вячеслав Наговицын. По словам главы республики, этот вопрос он уже обсудил с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым, который поддержал идею. Интересно, что, насколько радостно встретили инициативу глав иркутяне, настолько же настороженно к ней отнеслись опрошенные нами местные туроператоры.
Противоречивые потребности
Объяснить ликование иркутян очень просто: области катастрофически не хватает финансирования инфраструктурных проектов. Сегодня на всей иркутской территории нет ни единой безопасной набережной (не считая частных построек). Возможно, финансирование удастся получить, обосновав затраты на строительство подстанций и набережных всеобщей необходимостью.
Бурятия может получить от тесного сотрудничества с Иркутской областью рост туристических прибытий. По данным, представленным в социологическом исследовании Института международного туризма (Проведено иркутским Институтом международного туризма в конце 2011 года), лишь третья часть западных туристов, приезжающая на Байкал с запада через г. Иркутск, достигает г. Улан-Удэ.
Причина – в транспортной доступности Иркутска (авиасообщение в 33 региона России, 3 СНГ, 6 направлений за рубеж), куда более выгодной, чем в Улан-Удэ (3 направления по России и 1 за рубеж). Так, по данным Росстата, в 2010 году количество размещенных в коллективных средствах размещения составило 614 тыс. чел., в Республике Бурятия - 262 тыс. чел. То есть, в 2010 году мы приняли в 2,5 раза меньше туристов. Понятно, что Иркутск сегодня главный поставщик иностранных туристов на Байкал, и присоединиться к турпотоку нам было бы очень выгодно.
Но даже понимая это, опрошенные туроператоры не испытывают активной радости по поводу соединения усилий Иркутска и Бурятии.
Какие они видят риски в объединении: возможная управляющая компания для управления активами Особых экономических зон будет создана на территории Иркутска. Это, по мнению туроператоров, может лишить нас возможности влиять на развитие прибрежной инфраструктуры.
Также для туроператоров Бурятии остаётся острейшим вопрос конкурентной цены на электроэнергию. Именно эта часть основных затрат мешает представить совместное развитие с Иркутской областью – слишком неравные стартовые позиции для партнерства. Местные подсчитывают возможную экономию западных соседей на электроэнергии, и неизбежно находят их условия более выгодными.
Опасение экспансии
Забавно, но иркутские предприниматели, в свою очередь, нередко кивают на Бурятию, где власти поддерживают туристический бизнес (это признают и местные операторы), а потому, по мнению иркутян, турбазу лучше содержать на восточной стороне Байкала. Потом, что здесь активно строится инфраструктура, потому что субсидируют расходы предпринимателей на модернизацию.
На самом деле, говоря об иркутянах, больше всего в Бурятии опасаются экспансии, и надо сказать, опасаются не без оснований. Добрая часть берегов Байкала в Кабанском и Прибайкальском районах уже застроена то ли дачами, то ли базами, либо просто отгорожена заборами. Не секрет, что множество участков принадлежит не иркутянам даже, а москвичам. И пока два берега великого озера, каждый своим путём, строят инфраструктуру и развивают бренд Байкала, прибрежные земли продолжают скупать, к сожалению, не инвесторы, а скорее, паразиты. Участки эти начнут принимать гостей, только когда туристический поток усилиями местных властей и работающих операторов станет стабильным.
Потому гадать, «в чьем супе мяса больше», вряд ли имеет смысл. Куда эффективнее – начать работать над выходом всего Байкала на лидирующие позиции. Какие будут для этого условия и насколько изменятся правила игры – покажет время. Пока мы предлагаем вашему вниманию позитивный взгляд на объединение.
Генеральный директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич (г. Иркутск):
«Очень хочется, чтобы озвученная декларация в самом скором времени воплотилась в реальные дела. У Иркутской области и Бурятии достаточно тем для совместной работы. Нужно согласовывать друг с другом шаги по строительству инфраструктуры, календари событийных мероприятий, развивать флот и транспорт, повышать уровень сервиса, и самое главное – продвигать туристические возможности Байкала. Совместная деятельность даст плоды в повышении реального турпотока. В то время как по отдельности регионы потратят на развитие в 3 раза больше денег и не достигнут прорыва в развитии туризма…
…Развивая совместно Байкал, мы делаем это, прежде всего, для туриста. А турист оставляет деньги в обоих регионах. Дело в том, что для туриста Бурятия и Иркутская область как точки притяжения неинтересны, и придется вложить горы денег и потратить уйму времени, чтобы Бурятия или Иркутская область стали самостоятельными узнаваемыми привлекательными брендами. Туриста интересует Байкал. Поэтому туроператоры давно уже предлагают маршруты по всему Байкалу: с Ольхона на Чивыркуй (и обратно), с Северобайкальска в Листвянку, с Листвянки в Аршан, с Байкальска на Мамай. Летом - на кораблях, зимой - на джипах и снегоходах.
Я считаю, что начинать кооперацию надо с простого:
- Согласовать единый календарь событийных мероприятий и предоставить его туроператорам, чтобы они могли привлекать на них туристов.
- Разработать и принять совместную стратегию продвижения Байкала как туристического направления, найти и задействовать наиболее эффективные возможности продвижения.
- Разработать и принять межрегиональную целевую программу, направленную на увеличение туристического потока, выделив на нее средства в 2013 году.
- Согласовать планы развития на основе республиканской и областной программ развития туризма до 2016 года.
Эти шаги не требуют колоссальных финансовых затрат. Но пользы от них будет очень много. Мы готовы участвовать в процессах, направленных на правильное развитие туризма на Байкале».
Даже несмотря на взгляд о самостоятельной ценности Бурятии, данное мнение интересно. В первую очередь, будет полезно впервые в истории сформировать единый календарь событий. Это действительно важно для каждой из сторон и для работы туроператоров. Согласовать планы развития, тоже, думается, будет полезно.
Однако, независимо от совместных планов развития, хочется выразить надежду и на самостоятельное развитие Бурятии. Прежде всего, речь идёт о ремонте и развитии аэропорта Байкал. Выход его на позиции, сопоставимые с иркутскими, сразу значительно повысит не только наш рейтинг в «неконкурентной», общей с иркутянами, байкальской зоне. Именно работа аэропорта, реальные прилёты, и доходы от туризма смогут вывести нас на стабильную конкуренцию с соседями, что будет как нельзя кстати после глобальной раскрутки бренда Байкала.
Елена БУЕРАЧНАЯ.