Как «продать» святыню

В районе Байкала запущено несколько крупных проектов по формированию туристической зоны международного уровня. Их главное достоинство — рекреационный потенциал территории, а недостаток — отсутствие у участников опыта развития подобных зон.

В создание инфраструктуры курортных зон на побережье Байкала региональные и федеральные власти уже вложили 6 млрд рублей (отсыпали прибрежную зону и сделали набережную, подвели автомагистраль и коммуникации и т. д.). Здесь образованы особые экономические зоны. Теперь настал черед компаний-резидентов: им предстоит возвести крупные туробъекты, которые могли бы привлечь «дорогих» туристов. Например, РЖД продвигает поездку по 80-километровому участку тупиковой Кругобайкальской железной дороги, где ходит ретропаровоз, стилизованный под дореволюционный. Самые масштабные инвестиции, порядка 3 млрд рублей, обещает компания «Метрополь». Если все планы воплотятся, есть шанс, что Байкал станет первым регионом на востоке страны, где будет реализован крупный несырьевой коммерческий проект.

 
Добрались и до Байкала
 
Российские отраслевые специалисты в один голос твердят, что туристический потенциал Байкальского региона огромен. Здесь в первозданном состоянии сохранилось более 90% ландшафтов — в соседних Китае, Японии и Корее таких почти нет. Байкал регулярно входит в списки красивейших водоемов и мест планеты, а в 1996 году ЮНЕСКО объявило его объектом Всемирного наследия. В общем, для истосковавшихся по природе горожан, любителей зимнего и экотуризма, которых немало в соседних плотнозаселенных странах Азии и Европы, да и в российских миллионниках, — место очень привлекательное.
С 2002-го по 2006 год турпоток в Байкальский регион вырос в семь раз — до 1 млн человек в год. Однако в основном за счет внутренних туристов (85% визитов, см. график). Их потребности обслуживают мелкие инвесторы, чьи предложения ограничиваются минимумом удобств и услуг. По данным специального исследования Real Estate Blackwood 2009 года, две трети номерного фонда на берегах озера — «туристические базы отдыха и коттеджные городки, которые предлагают, как правило, отдых экономкласса в летних деревянных домиках со скромной обстановкой, без удобств».
В середине 2000-х на федеральном уровне обозначился интерес к централизованному и крупномасштабному развитию туризма в регионе. Напомним, именно тогда возникла идея повторного освоения востока страны: затравкой должна была стать добыча углеводородов и другого минерального сырья, а развитием — сложные производства, научные проекты и туризм. В 2007 году в непосредственной близости от центров регионов, прилегающих к Байкалу, на побережье знаменитого озера были созданы особые экономические зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала» (юго-западный берег недалеко от Иркутска) и «Байкальская гавань» (восточный берегу под Улан-Удэ). Проекты патронировались на самом высоком уровне: в этом году, например, еще будучи президентом, Дмитрий Медведев одобрил расширение границ «Байкальской гавани». Оператором курортных территорий стала госкомпания ОАО ОЭЗ (в ее собственности есть подобные объекты в пяти других восточных регионах). Зоны получили немалые льготы.
 
Своя гавань для чужих туристов
 
Довольно долго все планы оставались лишь на бумаге, но два года назад их удалось перевести в практическую фазу. С 2010-го в развитие инфраструктуры курорта вложено около 6 млрд рублей, еще 2 млрд будут потрачены на эти цели в ближайшие три года. В зоне прописались 12 резидентов, которые завершают проектные работы, часть из них рассчитывает приступить к стройке уже в этом году, а первые туристы в «Гавани» появятся к 2014-му.
«Байкальская гавань» — это пять участков общей площадью в три с небольшим квадратных километра, на которых должен сформироваться микрокурорт (см. карту) с фондом более 3 тыс. номеров. Уровень предполагается высоким, с десятками разных возможностей для отдыха — от пляжа до конных прогулок и бальнеологии (на берегах Байкала немало горячих источников). Как пояснил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, зона планировалась с таким расчетом, что стоимость номеров составит от 100–150 долларов за сутки.
«Это реалистичный и вполне удачный проект, — считает генеральный директор туроператора “Байкалов” Анатолий Казакевич. — Одна из проблем для развития туризма здесь — короткий сезон, всего три месяца с июня по август. Мелкие инвесторы строят жилища с минимумом удобств, не рассчитанные на работу в холодный период, но быстро окупающиеся. Очень важно сформировать спрос на посещение Байкала в марте-апреле, наиболее комфортное время для зимнего туризма».
По каждому из участков предполагаются инвестиции в сотни миллионов долларов. Одним из крупных резидентов зоны стала компания Rusresorts, которая на территории «Гора Бычья» будет строить горнолыжный комплекс с тремя десятками трасс, жилье и развлекательные объекты. Но главный элемент «Байкальской гавани» — это прибрежные участки Турка и Пески, где планируют возвести большие гостиницы с номерным фондом на 1600 человек; акцент здесь будет сделан на водные виды отдыха.
В «Гавани» обосновались структуры Группы компаний «Метрополь», которая называет себя «основным резидентом проекта». «Речь идет о создании многофункционального гостинично-делового комплекса. Планируется строительство гостиницы уровня “пять звезд” и гостиницы “три звезды”, а также конгресс-центра, аква- и спортцентра, яхт-клуба, морского вокзала и музея Байкала», — рассказала «Эксперту» генеральный директор ОАО «Сеть турагентств Метрополь-Экспресс» Анастасия Зотова. Принципиальное инвестиционное решение было принято достаточно давно.
«Сейчас, — говорит Зотова, — идет работа над структурой, сроками и этапами финансирования проекта. Общий размер инвестиций составит 3 миллиарда рублей, а срок окупаемости проекта — около 10 лет». По словам Анастасии Зотовой, «Метрополь» уже владеет несколькими небольшими отелями в регионе, и проблем с их заполняемостью нет. «В последнее время набирает популярность бизнес-туризм: сотрудники крупных компаний пресытились экзотическими странами и не прочь организовать корпоративный выезд или провести конференцию на Байкале, здесь комфортно заниматься тимбилдингом», — рассказал менеджер агентства.
Владелец Группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук так обозначает основные туристские достопримечательности Бурятии: помимо Байкала это прекрасная природа и культурное разнообразие вплоть до шаманизма, а также бальнеология и восточная медицина. «Если пьешь на Байкале, никогда не пьянеешь», — завершает перечень достоинств края Слипенчук. Председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук возит по миру выставку, демонстрирующую красоты местной природы, погружение в бездны водоема и другие научные работы, которые спонсирует «Метрополь». А еще рассказывает иностранцам занимательные истории, например, про ламу Итигелова, у которого до сих пор растут волосы и ногти, хотя он был похоронен в 1927 году (лама считается буддистским святым, а Иволгинский дацан в Бурятии, где находится погребенное тело, превратился в центр паломничества).
Впрочем, Слипенчук не ограничивается PR-кампанией края. В 2006 году он получил здесь несколько лицензий по разработке рудных месторождений и создал компанию «Металлы Восточной Сибири». Позже его структуры приобрели аэропорт в Улан-Удэ, через который в регион попадает основной поток туристов. В 2008-м Слипенчук прописался на территории республики, избирался в местные органы власти, а затем — в Госдуму, где занял пост председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
 
Мусор на священном море
 
Помимо традиционных вопросов эффективности использования государственных средств и соблюдения интересов местных жителей (люди, например, недовольны тем, что скоростная магистраль до курорта Турка разрезала надвое одноименный поселок) очень остра для туристических проектов на Байкале тема экологии.
Большинство новых объектов окажутся в водоохранной прибрежной зоне. Байкал не только крупнейший в мире резервуар пресной воды, но, вместе с окрестностями, это особая территория, которая образует центральную экологическую зону со специальным юридическим статусом, ограничивающим хозяйственную деятельность. Естественно, возникает вопрос: не исчезнет ли с расширением туристического бизнеса уникальная экосистема? Беспокойства добавляет и то обстоятельство, что региональные власти, лоббировавшие освоение Байкала, преуспели: по решению Дмитрия Медведева до 15 октября они должны представить предложения «по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся снятия ограничений на создание инфраструктуры, необходимой для функционирования туристско-рекреационной особой экономической зоны “Байкальская гавань” в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
На самом деле туризм в нынешнем его «минималистском» виде и так основательно вредит природе: достаточно сказать, что никто особо не заботится об утилизации мусора — в прессе и интернете полно фотографий стихийных свалок. Цивилизованные формы туризма вроде той же «Байкальской гавани» по идее помогут лучше использовать рекреационный потенциал региона. Но только при правильном подходе к строительству и эксплуатации курортов — с соблюдением всех экологических норм в местах высококонцентрированного давления на природу. А в том, что все сложится именно так, есть большие сомнения.
Достаточно сказать, что губернатор Наговицын не смог назвать фирму, проводившую необходимые исследования, но заверил, что «проекты, поскольку строятся в центральной экономической зоне, проходят все положенные виды экспертиз». У отдельных представителей местной власти и научного сообщества на этот счет совсем другое мнение (см. «Где смета на канализацию?»).
 
Шансы на успех
 
В 2000 году в Россию прибыло 2,6 млн иностранных туристов, примерно столько же россиян уехало отдыхать за рубеж; за одиннадцать последующих лет поток иностранцев в нашу страну сократился на 10%, в то время как поток соотечественников, предпочитающих отдыхать за рубежом, увеличился почти в шесть раз. Чтобы крупные турпроекты в Байкальском регионе оказались успешными, инвесторам придется решить ряд проблем.
«Серьезным препятствием остаются высокие цены на авиабилеты, — считает Анатолий Казакевич, — Но ключевым является кадровый вопрос. Проблемы тут на всех уровнях — от управляющих до секретарши. Сезонная работа препятствует профессиональному совершенствованию, а, например, хороший гид должен работать по профилю хотя бы шесть месяцев в году. Если говорить об иностранцах, им нужен стандартный качественный сервис, который могут обеспечить только профессионалы. А их практически нет; ну кто у нас знает, что китайцам не принято подавать руку — они предпочитают поднимать ее в приветственном жесте или кланяться. Чтобы решить проблему управляющих, придется завозить их из-за рубежа, а средний менеджмент учить там. Кстати, бурятские власти первую такую группу на обучение отправили в Корею и США».
На презентации рекреационного потенциала Байкальского региона, которая на днях прошла в Париже, Михаил Слипенчук признался, что у «Метрополя» нет опыта в управлении отельными проектами, и один из основных интересов к иностранцам состоит в поиске соинвестора. Отвечая на наш вопрос о формате участия иностранцев, бизнесмен пояснил, что готов рассматривать любой вариант сотрудничества, вплоть до того, чтобы «предоставить 100 процентов участия в акционерном капитале».
Другой фактор, необходимый для успеха, — продвижение проекта. «Иностранцы знают о существовании Байкала, но этого мало, надо, чтобы потенциальный турист представлял, как там здорово можно отдохнуть и как туда доехать — поясняет Казакевич. — Ведь мы тоже про какую-нибудь Титикаку знаем, да кто ж туда поедет? Сами туристы не начнут интересоваться Байкалом. Им нужно его предложить, сформировать спрос на Байкал как на туристический бренд». Как рассказал г-н Казакевич, первые шаги в этом направлении власти предпринимают, но они недостаточны. По его словам, работать надо с зарубежными туроператорами, к которым и обращаются иностранные туристы, те традиционно посылают на заинтересовавший их маршрут тестовую группу, а через год уже организуют полноценный поток.
Французы особого интереса к Байкалу не проявили, по признанию одного из участников, на мероприятии преобладали представители местной сербской диаспоры («Метрополь» в свое время приобрел югославскую туркомпанию «Путник»). Но Байкал уже презентовали и в соседних с Сибирью странах Азии, там наше «священное море» вызвало куда больший интерес.         

 

Перезвоните мне

:
+7 902 1245678. +7 (495) 12456
Когда вам звонить:
:
Или озвучьте его при разговоре

В этом туре вы присоединяетесь к уже сформированной группе и увидите не только красоту Байкала, но и найдете новых друзей.

В этот тур вы можете поехать своей компанией в ту дату, которая удобна вам, а маршрут, способ передвижения и длительность путешествия можно скорректировать с учетом ваших пожеланий.

Туры такого типа разработаны специально для отдыха всем коллективом.